15


-           Такой механизм у вас создан?
-           Я бы сказал, в основных чертах - да. Рассмотрим его на примере "Дунай Вашмю". Не придирайтесь к точности цифр - ради ясности я буду давать их округленно. Итак, предприятие с двенадцатью тысячами работников.
Отмечу, что, занимая одно из первых мест по объему производства, мы лишь тринадцатое предприятие по численности рабочих в Венгрии. Это свидетельство того, что мы достигли довольно высокого технического уровня в производстве. Стоимость нашего валового продукта за год - около тринадцати миллиардов форинтов. Сумма чистой прибыли - около одного миллиарда. Следовательно, рентабельность сейчас - семь-восемь процентов. Скажу сразу: рентабельность когда-то достигала восемнадцати процентов. Тут экономическая ситуация сыграла свою роль.
-           Но мы отвлеклись от вопроса о сочетании интересов предприятия и государства...
-           Отнюдь нет. Просто мы рассматриваем его на конкретном цифровом материале. Взгляните, как распределяется весь доход и как распределяется чистая прибыль. Большая часть дохода - амортизационные расходы, плата за сырье, энергию, различные услуги. Сюда же входит основной фонд зарплаты - около шестисот миллионов форинтов. Отмечу - и потом ясно станет для чего - так называемые чистые элементы" дохода. Кроме прибыли в них входит плата за основные фонды и проценты, которые мы платим за взятые у государства кредиты.
-           Пока это все средства, которые государство или получает, или регламентирует их распределение.
-           Не спешите, мы еще не говорили о распределении прибыли. В "чистых элементах" дохода ее сумма (один миллиард) составляет половину. Десять процентов прибыли, то есть сто миллионов форинтов, мы перечисляем в распоряжение городских властей в качестве своего рода налога: мы хотим жить в красивом, благоустроенном городе, и городской Совет лучше нас распорядится этими средствами. Сорок процентов прибыли, четыреста миллионов форинтов, перечисляется в государственный бюджет на содержание непроизводственной сферы - просвещения, здравоохранения, науки, учреждений культуры. Без этого и мы, технократы, не проживем.